В МБОУ Курайской СШ 24 ноября была проведена литературно-музыкальная гостиная. Организаторами являлись учителя русского языка и литературы Виноградова Светлана Степановна и Ильина Надежда Александровна. В ней приняли участие учащиеся 5-11 классов. Вниманию зрителей были представлены инсценировки произведений Виктора Петровича. На мероприятии присутствовали учителя, родители, заведующая школьным музеем Логутова Прасковья Александровна
В рамках акции «Читаем Астафьева» проводился районный конкурс творческих работ (работы представлены ниже). Учащиеся школы приняли участие в следующих номинациях «Рисунок» (организаторы Виноградова С.С. и Ильина Н.А.), «Стихотворение», «Сочинение».
Виноградов Константин, ученик 11 класса , занял первое место. Лагерева Кристина (ученица 8 класса), а также Жданова Светлана, ученица 11 класса, заняли 3 место. Куратором этих работ являлась Виноградова С.С. Работы учащихся вошли в районный сборник.
Великий сын России.
...по натуре своей
он моралист и
поэт человечности.
А.Макаров.
Истину ищут нехожеными дорогами. И такая, своя, нехоженая дорога есть у Виктора Петровича Астафьева. Он шёл от житейского опыта, от пережитого, понимая то, что истина добывается не логикой , а всей жизнью.
Виктор Петрович родился в Красноярском крае в деревне Овсянка. Детство труднее не придумаешь. Мальчику было всего семь лет, когда погибла его мать. Она утонула в Енисее. Памяти матери он посвятил повесть «Перевал». Немного позднее, став известным писателем, скажет с горькой сыновней любовью : « И лишь одно я просил бы у своей судьбы – оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь». Единственным светлым воспоминанием о детстве была его бабушка. В книге «Последний поклон» звучит важный разговор о детстве и о тех людях, что согрели это детство теплом своего сердца.
Виктор Петрович Астафьев прошёл большую школу литературного мастерства. Он настойчиво учился у Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, но в своей литературной практике никому не подражал. Всё, что вышло из-под пера Астафьева, исследовано им от самых истоков, прочувствовано им лично.
В 1942 году добровольцем ушёл на фронт. Участвовал в боях за Польшу, Украину. В повести «Где-то гремит война» раскрыл нравственную сущность характера своего главного героя и подвёл его к важнейшему жизненному испытанию – войне.
Много создано писателем книг о войне, о мире, о детстве. Все они отмечены загадкой таланта, звуками Родины.
Виктор Петрович Астафьев сумел пробудить во мне истинный и глубокий интерес не только к своим героям-сибирякам, но и к великому краю.
Лагерева Кристина, 8 класс
Федосенко Полина. ( 6 класс)
Писатель Астафьев –
Родной наш земляк.
Пишет с любовью
Рассказы, романы.
Жил он в Сибири
В Овсянке родной.
Любил свою бабушку
Всею душой.
Зарубицкий Александр, 6 класс.
Детство Астафьева
Трудное, голодное,
Бесприютное, холодное.
Он много пережил в пути,
Не раз он ошибался,
Но смог он всё преодолеть,
Не струсил и не сдался.
Писатель всегда нас удивлял.
Творил, уменьем вдохновлял.
И пусть со временем пройдут года,
Его творенья в нашем сердце
Останутся всегда!
Сочинение.
Природа и человек.
Каждый писатель в своих произведениях затрагивает тему природы. В.П.Астафьев в произведении «Царь-рыба» пытается дать ответ на вечный вопрос: что такое природа? Храм ли она для человека или его рабыня?
Главный герой - Игнатьич- самый лучший в деревне рыбак. Он всю жизнь ловил рыбу, и лучше его этого никто не делал. Но над Игнатьечием преобладает жадность, он пытается словить как можно больше рыбы просто так, чтобы доказать другим рыбакам, что он лучший. Так человек сознательно губит природу, истребляет рыбу.
Ни одна рыба не может укрыться от сетей Игнатьича. Главный герой является царем природы, который нещадно уничтожает ее. Что же делать природе? Подчиниться и погибнуть, или восстать и выжить? Именно в этот момент и появляется Царь-рыба.
С царь-рыбой связано много поверий. Рыбак, поймавший ее, считается везунчиком. Говорят, что рыбу нужно отпустить и никому о ней не рассказывать. Но жадность и алчность главного героя не дают поступить верно. Он желает показать рыбу односельчанам и в этом желании Игнатьич совсем теряет голову.
Алчность заставляет Игнатьича в одиночку тащить огромную рыбу на берег. Он не хочет позвать родного брата на помощь, ведь тогда главному герою придется делиться с ним рыбой и славой. Но царь-рыба не сдается - она тянет человека в воду, чтобы уровнять силы противников.
Наступает переломный момент в произведении - человек и рыба находятся в воде, оба ранены. Прижавшись друг к другу человек и природа спасают свою жизнь.
Лишь соединившись вместе, природа и человек могут существовать. В этот момент Игнатьич чувствует свою вину перед природой и просит у нее прощения. Природа дает ему шанс встать на верный путь , быть частью природы, а не ее царем.
В данном произведении В.П.Астафьев поднимает вопрос о значении природы: а правильно ли ты поступаешь с природой? Как ты используешь то, что дает тебе природа? Достоин ли ты такого подарка?
Жданова Светлана, ученица 11 класса
Сочинение.
Человек и общество в рассказе В.П.Астафьева «Пролётный гусь»
Многие философы говорят о том, что во взаимоотношении «человек и общество» всегда на первом месте должен стоять Человек. Всё в нашей жизни вращается вокруг Человека, его желаний, его стремлений, его обязанностей, его страстей.
В.П.Астафьев в рассказе «Пролётный гусь» решает эти вопросы.
Действие в рассказе происходит в 1949году. Послевоенная жизнь. Разруха. Надежды на лучшее. Огромное количество людей, потерявших семьи. Люди, не имеющие определённое место жительства. «В Москву их эшелон не пустили...швыряли вербовщики по вагонам, созывали на восстановление народного хозяйства, на новостройки, на рыбалку и на золотые прииска, а также в ремесленные училища и в таёжные поисковые экспедиции...»,- пишет Астафьев. Как поступает человек в это время? Главный герой, Данила Солодовников, сирота, ему не на кого надеяться. С одной стороны, у него есть желание самому построить жизнь. С другой, общий поток неустроенности вовлекает его в свою воронку.
Данила встречает Марину. Девушка честна и порядочна, поэтому его выбор верен. Писатель даёт нам понять, что между героями сильна духовная связь. Их общение и семейная жизнь строятся на взаимоуважении, их объединяет сходство судеб. Они одинаково оценивают события и людей, встречающихся им на пути.
Не во всех семьях царит такой уклад. Семейная пара Мукомоловых – пример мещанского отношения к жизни, агрессивно-потребительского, построенного только на приспособленчестве, лжи, бездуховности. Нелли Сергеевна обвиняет маленького ребёнка в воровстве конфеты и устраивает скандал; специально подсовывает золотые кольца и деньги, проверяя Марину на честность. Астафьев размышляет о том, что общество не должно существовать на равнодушии и обезличивании.
Появляется объявление о приёме на работу. Насчёт жилья никаких обещаний, только общежитие или комнаты с подселением. Как жить людям, не сумевшим во время войны получить профессию? Где поселиться? Человек не вошёл в планы бездушной государственной машины. Живи ,как хочешь. Марина с Данилой покидают уже «обжитое, родным сделавшееся жилище» вагона и высаживаются в Чуфырино. Молодой семье помогла устроиться Виталия Гордеевна, служащая железнодорожного узла.
Она всю свою жизнь трудилась не покладая рук, а сейчас бескорыстна в своей помощи. Помогает семье и Пахомка Верещак, «человек дез возраста и определённого облика». Все эти люди не задумывались о том, что они и есть общество, о котором говорят в учебниках. Каждый из нас это общество формирует, наполняет и составляет. Поступок каждого отражается на другом.
Не понимают этого такие, как Мукомоловы, и такие же люди, как они. Владимир Михайлович Мукомолов «отдохнул после службы, сходил в горком, встал на партийный учёте попросил побеспокоиться насчёт его трудоустройства... Сперва ходил на завод пешком, затем ездил на дежурном автомобиле.». Невольно задаешь вопрос: нужны ли государству такие люди, как Марина и Данила. После похорон сына Данила кричит со слезами: «Да не научены, не умеем мы жить!» Вскоре и Данилы не станет.
Авторская позиция в произведении скрыта, но мы наполняемся чувством сострадания и горя. Кто виноват в смерти героев? Что происходит в этом неустроенном мире? По чьей вине он неустроен?
Прочитав этот рассказ, я понял, что автор даёт читателю понять, что общество должно быть заинтересовано в каждом человеке, должно оказывать реальную, действенную помощь. Ведь счастье человека зависит от него.
Виноградов Константин, 11 класс